ГЛАВА  5   ПОЛИТОЛОГИЯ        

 

 5.1   Политология, как наука

 

  Данный раздел принимает эстафету от предыдущей главы «Социология», где достаточно аргументировано было показано, что социология должна заниматься изучением социальной структуры общества, а политология должна заниматься изучением обшественно-экономической его структуры. Именно с этих позиций и будет формироваться состав данного раздела.

   Ранее, в главе «Философия» упоминалось о том что, у определенной части людей,  к философии сложилось некоторое предубежденное отношение в том, что это наука «ни о чем и  ни для ничего». Поэтому, когда люди занимались пустопорожней говорильней, то это называли саркастически «философствованием».

    Нечто подобное сложилось у нас в советское время и по отношению к политологии, но только с более тяжелыми последствиями. Вот как определялась тогда у нас политология, например, в справочнике  «Словарь иностранных слов», изданном в   1954 году.

    «Политология - в ряде стран (гл.обр.США и стран Зап. Европы) – особая отрасль науки, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней и внешней политики и международных отношений». 

   Как видим из этого определения, существование такой науки у нас, тогда не признавалось. Бытовавший на Западе термин и понятие, как «политология» у нас относились только к буржуазному обществу, а у нас был марксизм  - ленинизм, который объяснял все происходившие социальные изменения в мире и поэтому годился на все случаи жизни. Это была одна из неправильно понятых и осуществленных данью в реализации революционной теории классовой борьбы, победившего пролетариата у нас в стране. Тех, кто высказывал неприемлемые мысли в области политики или идеологии называли, в лучшем случае, «политиканами», а их мысли определяли, как «политиканствование» или оппортунизмом со всеми вытекающими из этого тяжкими последствиями. Это, конечно во многом определило у нас сверх ортодоксальное отношение к марксизму, который, после Ленина и Сталина, «развивала»  только партия на своих съездах, а задача всех обществоведов сводилась только к обоснованию, углублению и разъяснению идеологии партии.

   Документальным подтверждением этому явилось недавнее высказывание видного «спич рейтера» брежневских времен В.В.Суходеева.  В конце 2007 года газета «Правда» провела круглый стол по поводу 85- летия образования СССР, на котором выступили ряд политических и хозяйственных деятелей, на котором Суходеев высказал именно эту мысль. В подтверждение этого он сообщил, что когда они, спич рейтеры, писали очередной доклад или выступление для руководителей, то им давалось указание о том, что бы они «вставили что нибудь из теории». И они, как говорит Суходеев, «смешно сказать, списывали новации у западных авторов», поскольку своих не было. Теперь с горечью можно отметить, что «все это было бы не так смешно, если бы не было так грустно».

  Ныне, когда марксизм вместе с коммунизмом, социализмом и советской властью оклеветаны, а СССР преступно ликвидирован, возникает задача формирования у нас настоящей и объективной политологии, как науки.    

  Первейшая ее задача будет состоять в обосновании необходимости и возможности научного и идеологически не зашоренного анализа социальных и политических изменений в мире, произошедших за бурный ХХ век, что и станет собственно началом формирования у нас подлинной политологии, как науки. Как всякая наука, а тем более обществоведческая, наша вновь создаваемая политология должна четко определиться в своей методологии познания, тем более, что она как говорилось, должна быть объективной и не отражать только одну какую либо из сторон существующих идеологий общественного развития..

   Несмотря на необузданную клевету на марксизм и все советское, развязанную у нас в стране после гибели СССР, марксизм должен оставаться неукоснительной методологией анализа и осмысления событий ХХ века в нашей политологии. Это объясняется тем, что события ХХ века полностью подтвердили правоту марксовой теории классовой борьбы. В начале ХХ века в России, при правильном учете большевиками ее закономерностей, вскрытых Марксом, победоносно завершилась Октябрьская революция, и было образовано первое в мире социалистическое государство. К концу ХХ века, в результате не учета и предания забвению  этих закономерностей  нашими «очень коммунистическими» руководителями государства, СССР погиб, под напором внешней буржуазии и обуржуазившейся части руководящей партийно-хозяйственной                                                                        и советской верхушки, свершив, за 70 лет своего существования, столь блестящие социальные преобразования, послужившие примером для Запада. Почему и как это произошло, рассмотрим далее.

  Многие говорят о марксистском методе познания  общественных явлений, каждый во многом, вкладывая  свое видение и толкование в понимание этого метода. Не излагая и не подвергая анализу эти определения, не будем и мы исключением из этого, и изложим свою точку зрения. Проведение этого анализа оставим будущим политологам, которые  начнут формировать нашу отечественную политологию.

   Марксистский метод познания общественных явлений, на наш взгляд, состоит в том, что изучение социальных явлений и процессов, а также вытекающие из него формулировки и определения об общественном развитии, должны производиться, как это делали Маркс и Ленин, не путем абстрактных теоретических построений, покоящихся на общеизвестных понятиях справедливости и добра, сформулированных еще религией, а путем системного анализа статистических данных о развитии изучаемого общества с использованием, при этом, математического аппарата, на основании которых делается оценка протекающих социальных процессов, выделяется наиболее существенная его часть, а затем уже на основании этого производится прогноз, и даются рекомендации для оптимальных шагов на будущее. Впервые в общественной науке этот метод был разработан и применен Марксом в его работе «Капитал» и Лениным в его работе «Развитие капитализма в России».

 

5.2  Политика, как средство реализации идеологии

 

Говоря о политологии необходимо определиться в том, что мы будем принимать за сущностное содержание термина «политика». Обратимся вновь к ранее упоминавшемуся словарю, который нам говорит следующее.

  « Политика ( гр.politike – искусство управления государством) – деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельностью органов государственной власти и государственного управления, выражающая социально-экономическую природу данного общества. Внутренняя политика  охватывает отношения внутри государства, внешняя политика – отношения между государствами и народами.»

  В данной формулировке политика определяется, как «деятельность», и относится к определенным социальным группам  общества в части реализации их интересов, а также к государственной деятельности, которая выражает социальную природу общества. Казалось бы, что все верно в такой трактовке политики. Но наша былая  советская и нынешняя буржуазная практика, свидетельствует о том, что политика не является «деятельностью», а представляет собой «методологию» реализации поставленных идеологией целей государственного строительства, если речь идет о государственной политике. Кроме государственной политики и политики отдельных социальных групп, существует политика определенных общественных процессов. Например, имеет место техническая политика того или иного вида промышленной деятельности, сельскохозяйственного производства, науки и образования, культуры и других общественных процессов.

   Политика, говоря современным языком, является алгоритмом реализации поставленных и принятых к реализации общественных целей.

    Применительно к государству эти цели определяются идеологией принятой к реализации. Марксизм ввел понятия общественно-экономических формаций, которые формально не признает буржуазная социология и политология, но вместе с тем они признают не только эти термины, но и как факт объективного существования социализма вместе с коммунизмом и активно борется с ними.

    Известно ленинское выражение о том, что экономика является концентрированным выражением политики, так же, как и социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны. Эти термины появились как дань текущему моменту, которые составляли тогда главную задачу деятельности при построении государства на социалистических принципах. Потом Ленин скажет, что все, что мы делали до сих пор, является «книжкиным социализмом» и нам нужно менять весь наш взгляд на социализм. Об этом замечании Ленина  поговорим далее.

   После развала СССР и насильственного насаждения в стране дикого капитализма, используя ленинский оборот, можно признать, что государственная политика является концентрированным выражением принятой к реализации  идеологии, проявляющейся в поведенческой деятельности власти, осуществляющей ее воплощение. Нынешние демократы наоборот, используют политику не для провозглашения и реализации своей идеологии, а наоборот,  для сокрытия проводимой ими идеологии насаждения у нас буржуазного общества, аналогично тому, как в дипломатии «политика» служит сокрытию истинных целей, преследуемых ею.

   С появлением СССР, мировое сообщество в ХХ веке жило, будучи разделенным, на мир социализма и капитализма. Это привело к тому, что обществоведческие науки также разделились на социалистические и буржуазные, и между ними велась непримиримая борьба. В этой борьбе объективность затмевалась  идеологической необходимостью, отстаиваемой каждой из них. Ныне с гибелью  СССР, считается, что с социализмом покончено, и буржуазный путь развития человечества восторжествовал. Но существуют еще другие государства, идущие по социалистическому пути, с новым пониманием сущностного содержания понятия социализма, которое еще не сформировалось в общепризнанное его понимание на основе  социальных изменений, произошедших  в ХХ веке. В силу этого, политология, как теоретическая основа государственной политики, должна у нас сформироваться на глубоко научных подходах, объективно и непредвзято рассматривая все существующие идеологии и последствия их реализации. 

   После проведенного краткого анализа состава понятия и термина «политика», следует провести такой же краткий анализ понятия «идеология», поскольку было сказано, что первая отражает вторую. Вновь обратимся к «Краткому философскому словарю» от 1954 года. Согласно него, идеология определяется следующим образом.

«Идеология – система определенных взглядов, идей, понятий, представлений, которых придерживается тот или иной класс или политическая партия. Политические взгляды, философия, искусство, религия – все это формы идеологии. Всякая идеология является отражением общественного бытия, экономического строя, господствующего в данное время. В классовом обществе идеология является классовой. Она выражает и защищает интересы того или иного борющегося класса…Возникая как отражение условий материальной жизни общества и интересов определенных классов, идеология оказывает со своей стороны активное воздействие на развитие общества…»   

   Купюры в цитате сделаны, исходя из того, что эти места  являются обычной политологической риторикой, существовавшей в советское время и   не несшей никакого смыслового содержания. С данной формулировкой содержания идеологии можно согласиться, кроме той части, где говорится о том, что «политические взгляды, философия, искусство и религия» являются формами идеологии. Во-первых, не определено, что следует принимать за «политические взгляды». А во-вторых, философия и искусство никогда не были ни формой, ни самой идеологией. Идеология формируется с учетом достижений, ряда наук и взглядов, таких как, философия, политология, политэкономия, социология, психология, демография и некоторых других  более специфичных наук. Влияние каждой из них на идеологию может быть достаточно существенным.

 Ну а религия никогда не была ни формой, ни самой идеологией, поскольку она является одним из существующих мировоззрений среди других мировоззрений. Вместе с тем, и она также существенно может сказываться при формировании идеологии.

 

5.3  Структурное моделирование понятий «политология»,                

       «идеология», «политика»

 

 

  Кратко рассмотрев понятия «политология», «политика» и «идеология», можно построить структурные их модели на основе блокировочного включения элементов их состава, выделив в каждом из них главные противоречивые противоположности, как это следует из ранее разработанного метода структурного моделирования явлений и систем.

   С целью сокращения объема приводящегося материала, не будем приводить хода топологического анализа, обосновывающего выделение главных противоречивых сторон рассматриваемых явлений, а приведем  только  результаты нашего анализа, по всем рассматриваемым  явлениям.

    Политологию, как уже говорилось ранее, будем рассматривать как науку, изучающую процессы образования общественно-экономических формаций. Главными противоречивыми ее сторонами будут являться идеология и политика.  Структурная модель понятия политология приводится на Рис. 20.    Динамическую модель понятия политологии строиться не будет в силу того, что это будет сделано для ее составляющих.

                                                 

    Идеология  рассматривается в обще  концептуальном плане применительно к государственной идеологии без учета  и рассмотрения ее содержательного состава. В качестве главных противоречивых ее сторон выделяются целевые задачи, формулируемые идеологией для государственного строительства и методы их решения. Блок схема структурной  модели понятия  идеология приводится на Рис. 21.

 

 

   На основе блок-схемы структурной модели понятий идеология построим развернутые их блок-схему, а затем и динамическую модель указанного понятия с последующим выделением сфер деятельности. Данные блок-схемы модели приводятся соответственно на Рис. 22 и. 23.

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

                       

 

На динамической модели идеология» приведены сферы ее деятельности.   Применительно к идеологии это будут не сферы  практической ее деятельности, как это может быть при моделировании и рассмотрении  систем и явлений, а сферы для формулирования в них  идеологических целей и формулирования задач, которые необходимо при этом решать.     

    Политику будем рассматривать не в обще концептуальном ее понятии, а только применительно к государственной политике, на основе которой формируется государство. Главными противоречивыми сторонами государственной политики нами выделяются идеологические задачи, которые она должна решить в процессе государственного строительства и тот экономический базис, которым располагает государство в данном его состоянии для решения поставленных задач. Описание дальнейшего разложения выделенных главных противоречивых сторон политики также не приводится. Его результаты приводятся непосредственно на блок - схемах структурной модели, показанных на Рис. 24, 25, 26.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

 


 

    На динамической модели, показанной на Рис. 26  приводятся наименования и содержания выделенных сфер деятельности в области политики, как это вытекает из построенной динамической ее модели. В отличие от идеологии, для политики эти сферы будут сферами уже практической деятельности по ее реализации.

  В дальнейшем изложении подходов в содержании политологии, идеологии и политики будем исходить из краткого рассмотрения основ социалистической теории и борьбы с ней буржуазных идеологий, которые протекали на заре ХХ века. Затем будет  проводиться определенная сравнительная их оценка на базе опыта ХХ века с оценкой изменения социального строя произошедшего у нас в стране в его конце.

            

              

                 ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ  

 

1.Определяется необходимость формирования отечественной науки политологии, изучающей общественно-экономическое строение общества, совместно с рассмотрением общественного мирового развития и социальных изменений в ХХ веке, а также рассмотрение без   идеологической зашоренности произошедшие  изменения в нашей стране.

 

2. Отмечается необходимость  базирования нашей отечественной политологии на марксистском методе познания общественных явлений, основывающемся на системном анализе социальных процессов с использованием математических методов, на основе которых делаются обобщающие выводы о выявленных закономерностях в развитии общества.

 

3. Основными составляющими в предмете политологии является изучение идеологии и политики, принимая идеологию, как программу построения общества, а политику за метод ее реализации, из чего вытекает, что политика является концентрированным выражением идеологии.

 

4. На основании разработанного метода структурного моделирования явлений, построены структурные и динамические модели политологии, государственной идеологии и государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

Хостинг от uCoz