ГЛАВА  3    ПСИХОЛОГИЯ

 

3.1  Предмет и значение психологии

 

  Общепризнанным сложилось мнение, что психология является наукой, предмет которой согласно «Краткого философского словаря» от 1954 года, определяется тем, что она «изучает психику человека, его сознание, как свойство высоко организованной материи, способной   отражать объективную реальность в виде   ощущений и восприятий, представлений, мыслей».  В этой трактовке  психика и сознание перечисляются, как самостоятельные явления и трудно понять в чем же состоит разница между ними и есть ли она вообще.

  Психология, в нашем современном понимании, зародилась еще в древние века, поскольку вопросам духовности тогда, да и сейчас также, уделялось и уделяется большое внимание. С духовностью,  в основном, и связывается, психика, поскольку она, как считается, определяет «внутренний мир человека». На основе отношения к этому вопросу философия разделилась в области миропонимания на материалистическую и идеалистическую. Как наука, психология начала формироваться с середины Х1Х века, когда появились экспериментальные методы изучения поведенческих явлений и действий человека.

   В советское время считалось, что основателями научной психологии являются Маркс и Энгельс, а потом к ним добавлялись имена наших великих физиологов Сеченова, Мечникова, Павлова. В итоге психология была поделена на буржуазную психологию, стоящую на идеалистических позициях, и на советскую, стоящую на материалистических позициях. Ортодоксальный классовый подход во всем, что касалось    всех обществоведческих наук, в том числе и  в психологии,  принес нам тогда немалый вред, явившийся основным тормозом в их развитии. Такова была дань времени напряженнейшей классовой борьбе, которая не прекратилась и сейчас, поменяв во многом свои формы.

  Говоря о психологии, как науке о психике, часто имеется   в виду только один человек. Вместе с тем, немало публикаций, где рассматривается психологическая деятельность не только человека, но и животных. В силу чего еще нет однозначно принятых толкований, что же представляет собой сама психика. В упоминавшемся словаре психика определяется следующим образом. «Научная психология  рассматривает психику, как продукт развития жизни, как свойство высших организмов, возникшее в процессе взаимодействия живых существ с окружающей средой».

    Исходя из этой формулировки, возникает вопрос, так что же все - таки представляет собой психика -  это продукт, свойство, деятельность или состояние? Ведь все эти определения  характеризуют различные понятия, а они, вместе с тем, все объединены и отнесены к одной психике. Очевидно, это произошло на интуитивном уровне, и все таки данная развернутая формулировка верно отражает состав психики, только в этом определении ей не дана характеристическая формулировка, которую попытаемся найти в дальнейших логических построениях. Это сделаем путем поэлементного анализа выше приведенных составляющих  определения психики. Рассмотрение составляющих характеристик определения психики будем рассматривать в порядке приводимой их последовательности в выше приведенной формулировке ее определения, и брать их в « кавычки».

   «Продуктом развития жизни» является появление и развитие в живых организмах органов и процесса высшей нервной деятельности, которая стала регулироваться функционированием мозга. Следовательно, «продуктом» явилось появление мозга, к деятельности которого и относятся все психические явления живых существ.

  «Свойство высших организмов» явилось возникновение сознания и способности мышления, на основе которых осуществляется вся   сознательная и внесознательная деятельность. Опять таки, это «свойство» также относится к деятельности мозга.

  Сознание и способность мыслить появились не сами по себе, а «в процессе взаимодействия живых существ с окружающей средой». У каждых существ эти процессы происходят по разному, но все они осуществляются, в первую очередь, у них в мозгу. Главное в этом взаимодействии для человека составляет его трудовая деятельность, которая, в итоге, направлена на обеспечение своей жизнедеятельности.

   Таким образом, все выше перечисленные факторы определяют жизнедеятельность организма на основе осознанной мыслительной и внесознательной деятельности мозга, по команде которого осуществляется вся практическая и физиологическая деятельность организма. В силу этого, исходя из выше приведенного анализа, можно предложить формулировку того, что представляет собой психика.

 Психика является продуктом комплексной сознательной и внесознательной   деятельности головного мозга, проявляющейся в    х а р а к т е р е   обеспечения процесса жизнедеятельности организма, который определяется качественным  состоянием мозговой деятельности.

   Под термином жизнедеятельность понимается мыслительная, чувственная, поведенческая и практическая деятельность человека и любого другого организма.

    Термин  «состояние» и оборот «мозговой деятельности» отсутствует в рассматриваемой выше приведенной формулировке и включается здесь дополнительно по следующим причинам. Известно, что все люди разные, с разными способностями, качествами и характеристиками. Все это зависит от качества в целом мозговой, а не только мыслительной деятельности. Под мозговой деятельностью понимается вся физиологическая  деятельность мозга, направленная не только на обеспечение мыслительной деятельности, но и на управление всей физиологической деятельностью организма. Ныне стало известно, что управление физиологической деятельностью, в том числе и мыслительной, обеспечивается геномом живого организма на основе генного кода. Следовательно, исходя из современных понятий, можно образно определить, что психика это алгоритм функционирования генома.

   Геномы у однотипных живых существ практически одинаковы, но проявление их функционального обеспечения в организмах весьма различное. Возможно, это происходит в силу различий в организмах скорости протекания химических реакций при обмене информацией между клетками на молекулярном уровне, или различием в частотных характеристиках ионно-электрических обменах между атомами. Поэтому люди и животные бывают добрые и злые, умные и тупые, подвижные и тихоходы, полные и худые и т.д. Все определяется, очевидно, не только структурой генов, но  и различием в характере передачи информации в геноме и от него по всему организму. Этим различием и предлагается характеризовать возникновение различий в психике каждого отдельного индивидуума, которая определяет психические различия в поведенческой деятельности живых организмов при  их одном и том же физиологическом строении.

     Таким образом, психика является комплексной характеристикой, определяющей личностные отличия индивидуумов, поэтому велика роль в ее познании и  использовании на практике. В этой части отметим три направления из многих других, где крайне необходимо участие психологии.

  Знание каждым человеком состава своей психики и умение оценивать свои действия с учетом этих знаний, окажет неоценимую услугу в повышении качества жизнедеятельности каждого человека. Этому необходимо обучать, начиная со школьной скамьи и далее преподавать психологию во всех учебных заведениях. Очень жаль, что сейчас в школе начинают изучать закон божий, а не основы психической деятельности человека. Системное психологическое воспитание помогло бы  людям избежать многих неприятных жизненных коллизий.

   Психология сформулировала многочисленный ряд характерных отличительных черт индивидуальной личностной психики, а социологи вводят понятие уже о «социальной психологии», о которой поговорим далее. Набор этих характерных черт личностной психики должен  служить основой для изучения влияния,  с одной стороны,  различий личностных психических характеристик на «социальную психологию» коллектива людей, а с другой стороны влияние коллектива на индивидуальную психику и коллективного поведения людей в социальном обществе.

   Третье состоит в грандиозных достижениях генетики, на основе которой начали вторгаться в геном живого, перестраивая его и получая организмы с измененными некоторыми качествами. Этим занялась, так называемая генная инженерия, в том числе генно модифицируя некоторые продукты питания, последствия чего далеко еще не ясны. И это понятно почему.

    Когда создавали ядерное оружие, то исследования по защите от него несколько отстали от исследований по его созданию. Оружие надо было прежде создать, изучить его свойства, а потом уже разработать средства от его защиты. Это быстро было устранено и не вызвало особых беспокойств, поскольку эта проблема была закрыта для общественности. С генной инженерией все происходит наоборот.

   Достижения генетики быстро становятся достоянием широкой общественности, и ее результаты бизнесмены тут же стараются «употребить» для извлечения из нее прибыли и энергично стали способствовать развитию генной инженерии. С генетикой и генной инженерией все происходит иначе и возникает ситуация, при нездоровом влиянии бизнеса, когда «телега оказывается впереди лошади», т.е. ситуация, когда с использованием первых полученных научных данных недопустимо спешат. Исследования по изучению последствий деяний генной инженерии ныне существенно отстают. А ведь дело касается святая святых – основы живого на планете, и последствия могут быть более катастрофичными, чем от атомного оружия. Оно, будем надеяться, никогда не будет применено, а вот последствия недостаточно изученных последствий  «генного инженирования» могут быть не предсказуемыми, особенно в продуктах питания человека.

   Российское радио недавно передало вообще страшное сообщение. Генетики США сокрушаются, что под давлением бизнеса им приходится не только сокращать, но и прекращать исследования по изучению влияния и последствий воздействия генной инженерии, в первую очередь, на продукты питания. Воздействия ее на живые существа имеет не меньшее значение, и эти вопросы уходят в область нравственности, которой  занимается философия. Таковы гримасы «развитого капитализма» в передовой стране.

   Задачей психологии, наряду с философией и социологией, следует считать целесообразным привлечение внимание на научном уровне к  проблеме изучения последствий генной инженерии. Эти материалы должны убедить в  необходимости не спешить передавать бизнесменам первые полученные свои результаты. Может быть, стоит секретить, до поры до времени, результаты генной инженерии в пищевых продуктах, чтобы из науки не торопились делать скоропалительный и доходный бизнес. Это большая нравственная и научная задача.

 

3.2  Структурное моделирование понятия «Психика»

 

  С помощью разработанного метода структурного моделирования явлений, было проведено структурное моделирование понятия «Наука». Теперь проведем такое моделирование применительно к конкретному научному явлению,  каким является «Психика», которая изучается  наукой, называемой психологией и которой посвящена данная глава.

   При моделировании понятия «Наука» она рассматривалась и как процесс познания, и как продукт накопленных знаний. В модели «Наука», как процесса познания, выделялись основными ее составляющими «объект» исследования и «субъект», ведущий его изучение. Эти две составляющие определяют общегносиологический подход к процессу познания, поскольку от них  зависит качество полученных знаний. При моделировании понятия конкретной науки объект изучения определяется самим названием науки, и моделирование процесса его познания начинается с топологического анализа самого предмета науки, для чего он должен  быть достаточно адекватно определен, что и было сделано ранее применительно к психике.

   При моделировании понятия «Психика» будем рассматривать ее, как объект познания, выступающий  в качестве комплексного физиологического действия головного мозга, как это было ранее определено проведенным анализом.  Проведенный анализ предмета и состава психики выявил, что психика является продуктом мозговой деятельности, отражающей окружающую среду,  которая складывается из сознательной мыслительной деятельности и, как показывает физиология, так же и из внесознательной деятельности мозга. В силу этого, при разложении  психики, как процесса в нем на первом уровне выделяются «Сознательная деятельность» мозга и  его «Внесознательная деятельность». Здесь говорится о деятельности мозга, поскольку  известно, что вся деятельность человека осуществляется и управляется именно мозговой деятельностью.

   Рассматривая сознательную деятельность при втором разложении в ней главными составляющими следует определить окружающую среду, которая отражается в сознании, в первую очередь,  путем мысленного ее восприятия, а потом уже подключаются различные чувственные системы человека. На их основе формируется образное отражение окружающей среды. Вначале бывает мысль, а потом подключаются чувства, если мы говорим о сознательной деятельности. Таким образом при втором разложении выделяются главными составляющими сознательной деятельности «Воздействие внешней среды» и «Мышление», которые подвергнем дальнейшему их разложению.

   Воздействие внешней среды на человека  происходит на материально-вещественном ее уровне и на уровне социального воздействия  той общественной среды, где находится человек. В силу этого, при третьем разложении «Воздействия внешней среды выделяются факторы «Материально-вещественные» и «Социальные»  воздействия на человека».

    Понятие «Мышление» характеризуется  многими факторами и чертами. По тому, как человек думает и излагает свои мысли, составляется первое представление о человеке, как феномене и как  личности. Эти качества, в свою очередь, характеризуется уровнем и качеством мышления, которое развивается в процессе жизненного цикла человека путем непрерывного его самообучения и приобретения знаний и навыков. От того насколько человек будет способен и склонен к обучаемости, от того будет зависеть уровень его знаний и объем практического жизненного опыта, а также характеристика его как личности. В силу этого, при четвертом разложении в  понятии «Мышление» выделяются в качестве основных его факторов «Уровень и качество мышления» и  «Обучаемость». Дальнейшие разложение этих понятий проводить не будем. Оно  может и должно будет проводиться теми, кто станет их изучать, с использованием данной методика моделирования,

  Рассмотрим вторую составляющую, выделенную при первом разложении, которая определена, как «Внесознательная деятельность». Наличие этой деятельности было установлено  знаменитыми опытами нашего физиолога Павлова и  ныне достаточно изучена. Сознательная деятельность и внесознательная деятельность мозга тесно связаны между собой.

   Внесознательная деятельность представляет собой  формирование в мозгу управляющих сигналов, которые вызывают те или иные физиологические изменения и действия организма. Эти сигналы формируются под воздействием внешних факторов, приходящих в мозг путем чувственного их восприятия  и внутренних факторов, таких, как чувства и состояния, формируемых в самом мозгу под воздействием внешних факторов. Сигналы внесознательной системы идут на физиологические органы непосредственно минуя мыслительные участки мозга, вызывая их действия, а затем уже поступают на мыслительную часть мозга. Поступив в мозг, они  подвергаются осмыслению, после того, как органы на них уже среагировали.

     Наиболее яркими примерами внесознательной деятельности можно привести пример с горячей плитой. Если человек, не зная, что она горячая, приложит к ней руку, то рука отдернется от плиты раньше, чем человек ощутит ожог руки.  Это пример внесознательной деятельности при воздействии раздражителя от внешнего поступления. В качестве примера внесознательной деятельности, возникающей от внутреннего воздействия, можно привести ситуацию, когда человек покраснел, когда ему стало стыдно, или он разволновался под воздействием его внутренних чувств, сформированных сознательной деятельностью мозга.

  Таким образом, путем приведенных примеров проведено второе разложение понятия «Внесознательная деятельность» в виде «Внешнее раздражение»  и «Внутреннее раздражение», а также и третье разложение, касающиеся способов формирования управляющих сигналов, которые происходит  в виде «Сознательных» и «Чувственных» восприятий. Четвертое разложение определяет временные рамки происходящих раздражений в виде «Кратковременных» и «Длительных».

    Построенные структурная блок-схема, развернутая блок-схема и пространственная модель понятия «Психика» приведены соответственно на Рис. 12, 13, 14. 

 

 

 

 

 

 

 

 

     На Рис. 14    указаны выделяемые сферы психической деятельности человека, вытекаемые из пространственной ее модели.

   Проведенное структурное моделирование понятия «Психика», а также выделение сфер психической деятельности и  составляющих ее  элементов, позволит более системно их изучать с привлечением различных видов наук, таких, как физиология, философия, психология, социология и политология.

 

3.3   Структурирование психических явлений.

 

  Ранее психика была отнесена к части мозга осуществляющей сознательный процесс, в результате которой в мозгу формируются определенные понятия, являющиеся исходной базой для всей последующей мыслительной и моторной деятельности человека. С тем, что бы изучать психику на понятийном, а не физиологическом уровне, необходимо классифицировать и определить содержание тех явлений, которые характеризуют психику, как продут деятельности и выделить состав тех сфер психической деятельности, в области которых вырабатываются все эти явления.

  Книга  А.Г. Маклакова «Общая психология» начинается именно с такой классификации, которая показана на блок-схеме, приведенной на Рис. 15      с которой трудно согласиться по ряду причин.

 

    На верхнем ее уровне психические явления в ней разделяются по направлениям на: процессы, состояния и свойства, четко не разделяя при этом, к чему это относится – к психике, к физиологическим проявлениям  человека, происходящим  под ее воздействием, или к характеристике его как личности. Сами «процессы» подразделяются на: познавательные, эмоциональные, волевые. В каждом из них приводится характеристические определения тех или иных явлений.

  Приведенные познавательные явления, как можно видеть из приведенного их перечисления, характеризуются процессами мышления. Но в мышлении существуют не только познавательные, но и широкий набор других явлений, который приведен в блок-схеме  и их никак нельзя отнести к познавательным явлениям.( Память, воображение, внимание и др.) Само же мышление включено в состав познавательных явлений, в то время, как мышление является одной и основных составляющих психических процессов и определяет во многом все другие проявления психической деятельности. Выделяемые эмоциональные явления следует отнести не к процессам, а к состояниям (возбуждение, радость, злость и др.), а волевые следует отнести к характеристическим явлениям, определяющим человека, как личность. 

   В силу отмеченного, предлагается иная  схема структуризации психических явлений, в виде блок-схемы, приведенной в качестве топограммы, показанной на Рис. 16.    Эта схема названа топограммой в силу того, что в своей структуризации она характеризует не только один объект в виде психических явлений, а несколько, находящихся в своей взаимозависимости. В данном случае это относится  применительно к структуризации характеристических качеств личности. Топология является теорией, изучающей различия в геометрических фигурах и широко используется, например, в математике, в силу чего применен термин «Топограмма» для отражения комплексных схем структурирования сложных явлений, каким является психика.

 

 

 

 

   В приводимой топограмме  на Рис. 16      первый верхний ряд выделяемых явлений относится собственно к психике, второй ряд определяет ее влияние  на характерные черты личности, блок третьего  ряда характеризует взаимодействие личностей в обществе и влияние личностей на общество, следующий ряд определяет профессиональное отличие в проявлении психической деятельности, которые изучаются специальными разделами психологии. Последний нижний  блок определяет влияние личностей на коллективное поведение людей, которое изучает социология по тем характеристическим признакам личности, которые выделяет психология.

 

3.4  Состав и терминологическое определение психических явлений

 

   Состав направлений в психической      деятельности принимается согласно выше приведенной топограммы, на основании чего психические явления группируются по каждому из направлений, с приведением в сокращенном виде авторских формулировок их смыслового содержания.

 

МЫШЛЕНИЕ

 

Сознание            -   способность  коры головного мозга осуществлять мысли          

                                 тельные  процессы в восприятии и отражении окружающей

                                  среды.

Ум                        -   синоним понятия «сознание» с дополнительным характери-        

                                  зованием  его качества.

Мышление         -   процесс образного формирования в сознании отражения

                                  окружающей среды и личных ощущений.

Мысль                 -   сформированный образ о чем-либо.

Образ                   -   предметное представление о чем – либо.

Восприятие         -   способность фиксации внешних и внутренних сигнальных

                                  воздействий.

Ощущение          -   предварительное формирование образа.

Обучаемость      -   способность приобретать знания.

Знания                 -   совокупное представление о чем – либо.

Представление   -  совокупно сформированный образ.

Обучаемость      - способность к процессу накопления знаний.

Память                -  способность фиксировать знания на длительное время.

Запоминание      - первоначальное фиксирование какого либо образа.

Установка           - мысленное предварительное определение направления мы-

                                шления или действия.

Суждение             - совокупно сформированное представление, о чем -либо.

Мнение                 - предварительное суждение, о чем- либо.

Воображение       - мысленное формирование образа на реальной почве

Иллюзии              - мысленное формирование образа на нереальной почве

Воспоминание     -  мысленное обращение к ранее сформированным  образам.

 

ЧУВСТВА

 

Чувство             - способность воспринимать воздействие внешней среды и                                  

                               внутренних сформированных в сознании образов,

                             - сформированное личностное отношение к  воспринятым

                               внешним и  внутренним образам.

Радость               -  удовлетворение в сознании от воспринятых внешних и

                                 внутренних воздействий.

.Удовлетворе-     -положительное восприятие внешних и внутренних

                                 воздействий

Неудовлетво-     - отрицательное восприятие внешних и внутренних воздей-

 рение                      ствий

Пессимизм          -  сомнительное восприятие внешних и внутренних воздейст-

                                   вий

Потребность       - желание иметь что-либо.

Желание              - стремление к получению чего -либо.

Стремление         -  тяга к чему- либо

Влечение              -  повышенное стремление к чему – либо.

Любовь                 - влечение к чему либо,

                               - влечение к противоположному полу на физиологической

                                  основе.

Страсть                - повышенное стремление или влечение.

Страх                   - беспокойное восприятие внешних и внутренних воздействий.

Паника                 - неконтролируемое поведение под воздействием страха.

Жалость               -  соучастливое отношение к чему-либо.

Ненависть            - злостное отношение к чему-либо.

  Зависть                 - необоснованное желание иметь что-либо.

Злость                   - обостренное отрицательное отношение к чему-  либо.

Враждебность      - крайне отрицательное негативное отношение к чему либо.

 

 СОСТОЯНИЯ

 

Состояние           - качество сознательной психической деятельности.

Удовольствие     - сумма положительных оценок от восприятия чего – либо.

Переживания      - процесс нахождения под воздействием неблагоприятных 

                                 внешних и внутренних воздействий.

Печаль                  - угнетенное состояние сознания.

Угнетенность      - отрицательное отношение к окружающей                                

                                 действительности.

Стресс                   -  чрезмерная возбужденность.

Возбужденность  - повышенное чувственное восприятие действительности.

Эмоции                 - чрезмерно возбужденное восприятие действительности.

Волнение              - повышенное чувственное ожидание предстоящих событий.

Депрессия             - длительное нахождение под воздействием отрицательных

                                  эмоций.

Эйфория               - необоснованная эмоциональность.

Уныние                 - снижение активности сознательной деятельности.

Негодование         - возбужденное отрицательное восприятие внешних факто-

                                   ров. 

Усталость             - снижение мыслительной и физиологической деятельности. 

Настроение           - состояние психики.

Аффект                  -  возбужденное состояние, выходящее за рамки сознательно- 

                                    го восприятия окружающей действительности.

 

МОТОРИКА

 

Моторика              -  физиологическая внешняя и внутренняя активность под

                                    воздействием психических факторов.

Мотивация            -  побудительное представление о чем – либо, или достиже-

                                     ния чего - либо.

Принцип                -  сознательно принятые нормы действий.

Способность          - предрасположенность к какому-либо действию.

Склонность            - предрасположенность к определенному виду деятельности.

Предрасположенность – умение совершить те или иные действия.

Умение                   - наличие навыков в выполнении чего-либо.

Навык                    - накопленный опыт выполнения чего-либо. 

Направленность    - склонность к определенному виду деятельности.

Поступок                - акт моторной деятельности.

                                 - свершение акта мужественной моторики.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ  КАЧЕСТВА

 

Личностные        -  качественная характеристика психики личности.

  качества

Характер             - совокупность личностных качеств, определяющих моторику.

Темперамент       - эмоциональная составляющая характера.

 Мужество             - способность совершать неадекватные акты моторики.

Талант                  - способность к высоко качественному творчеству.

Творчество          - производство вновь создаваемых оригинальных продуктов.

Воля                      -  способность совершения необходимых действий.

Трудолюбие         -  получение удовольствия от практической деятельности.

Убежденность          - вера в правоту своих действий.

Настойчивость        - умение преодолевать трудности в достижении цели.

Организованность  - рациональное ведение производительной деятельности. 

Коммуникабель-     - контактная открытость и общительность

ность.

Решительность        -  действия  в неоднозначной ситуации на основе убежден-        

                                        ности.

Уравновешенность  - поведенческая терпимость. 

Терпимость                - способность переносить трудности.

Бесстрашие                - способность преодолевать страх.

Осмотрительность   – разумное бесстрашие.

Авторитетность        - положительная общественная оценка личности.

Доброта                       - способность бескорыстно совершать положительные

                                         поступки.

Бережливость            -  рациональное пользование и потребление.

Радикализм                -  ортодоксальность в моторике.

Фанатизм                    - преобладание чувственной предрасположенности в

                                        решительности.

Упрямство                  - моторика на основе радикализма и фанатизма.

Флегматичность        - целевое безразличие в моторике.

Честолюбие                 - переоценка личных качеств и достоинств.

Тщеславие                  - стремление к получению незаслуженных высоких

                                         общественных оценок своей личности.

Эгоизм                         - преобладание в моторике необоснованных личных

                                         интересов и выгод.

Скупость                     - избыточная бережливость.

Жадность                    - чрезмерное стремление к приобретательству, наряду со

                                        скупостью.

Стяжательство           - стремление к накопительству.

 

НОРМЫ  ОБЩЕСТВЕННОГО  БЫТИЯ

 

Нормы обществен-     -  комплекс поведенческих принципов при общении.

ного бытия

Мораль                         -  кодекс нравственного поведения.

Бескорыстие                -  совершение поступков без ожидания общественного

                                           признания.

Нравственность          -  принципиально порядочные нормы.

Добропорядочность    - высоко нравственные контактные отношения.

Доброжелательность  -  учтивые и взаимно приятные контактные отношения.

Учтивость                     - уважительное отношение.

Сострадательность      - способность к сопереживанию.

Порядочность               -  соблюдение общепринятых норм поведения

Безнравственность      -   отсутствие высоко нравственных принципов.

Бытовая распущен-      - игнорирование потребностей и мнений окружаю- 

ность                                  щих.

Грехопадение                 - осуждаемые поступки принятой моралью общества.

Цинизм                            - пренебрежение моралью и общественными нормами.

Жестокость                     - причинение непоправимого вреда.

 

    Выше   приведенный объем явлений составлен из числа общепринятых и  встречающихся на практике. Их состав в каждом из направлений, естественно, может дополняться, или некоторые из них могут переноситься из направления в направление. Важным будет являться определение состава направлений, которые должны изучаться в психологии в каждой из ранее выделенных сфер психической деятельности. Особенно это будет важным для характеризования личности и ее социальной значимости.

   Терминологическое содержание определения явлений приведено в сокращенном виде, по возможности в терминах,  наиболее приближающихся к тем, которые используются в психологии. В толковых словарях приводятся определения ряда рассматриваемых понятий в более широком толковании, и желающие могут обратиться к толковым словарям В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова и издания АН  СССР, например, последнего выпущенного в 1985 году.

 

ВЫВОДЫ  ПО  ГЛАВЕ

 

1. С использованием разработанного метода структурного моделирования проведено моделирование явления «Психика», в результате чего построены структурная и развернутая блок-схемы этого явления, а также пространственная его модель, на которой выделены следующие сферы психической деятельности: отражение в сознании внешней среды, обучаемость под воздействием длительных факторов, внесознательная деятельность, чувственное восприятие внешних раздражителей, обучаемость под воздействием кратковременных факторов, влияние на уровень сознания внешних воздействий.

 

2. На основе проведенного структурного моделирования понятия «Психика», предлагается принимать психику, как продукт комплексной сознательной и внесознательной деятельности головного мозга,  проявляющейся в  характере обеспечения процесса жизнедеятельности организма, который определяется качественным состоянием мозговой деятельности.

 

 

3. Проведено структурирование психики в виде  блок-схемной топограммы,  с помощью которой предлагается структурировать сложные явления, находящиеся во взаимозависимости с другими не менее сложными явлениями, в результате чего выделены следующие направления психической деятельности: мышление, чувства, состояния, моторика, личностные качества, нормы общественного бытия и влияние личностных качеств на коллективное поведение, которые необходимо изучать в каждой из выделенных сфер психической  деятельности.

 

4.  Предложен   терминологический состав направлений психической деятельности в терминах в наибольшей степени, используемых в психологических исследованиях, с целью обеспечения более системного их изучения по каждому из направлений в сферах психической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz