СОРОК  ЛЕТ  СПУСТЯ

По следам экскурсий в музеи МО г. Москвы

 

   Профком  и Совет ветеранов ГКНПЦ им. М.В.Хруничева практикует для ветеранов предприятия посещение  режимных музеев  министерства  обороны, которые ранее представляли собой закрытые объекты и ныне превращены в музеи  Для ветеранов представляло немалый интерес посещение эти музеев, поскольку в создании экспонировавшихся некоторых объектов в этих музеях, все они принимали активное участие, проработав длительное время на этом предприятии. Да и вся военная тематика не чужда этим людям.

 

   В музее Стратегических ракетных войск можно было увидеть нашу легендарную ракету «сотку» – УР-100, созданную под руководством генерального конструктора Челомея В.Н., положившую начало разработке ампулизированных ракет на жидких топливах. Подобные дальнейшие ракеты этого предприятия находятся бессменно ныне на эксплуатации вот уже более 30 лет.

 

    Бункер  под стадионом в Измайлово, ныне именуется, как музей-кабинет Сталина.  Интересна история его создания и последующая судьба этого музейного комплекса. Перед войной, Гитлер, подготовив свой план «Барбаросса» по уничтожению СССР, в секретной директиве дал указание о том, чтобы стадионы в Москве не бомбили и не разрушали. По захвату Москвы он на них проведет свои парадные шествия.

   Узнав об этом, Сталин дал указание построить Измайловский стадион на окраине города, а под ним создать укрепленный комплекс боевого управления Вооруженными Силами, в качестве дублера. В нем и был оборудован кабинет Сталина, который так никогда и не был использован. Так же, как и такой же комплекс такого же назначения, созданный под зданием обкома партии в центре города Куйбышев, ныне Самара.

  Использовавшийся комплекс такого назначения был построен под Таганской площадью.  Там служило более 2000 человек. Сейчас это музей и вход в него осуществляется через лифтовое сооружение, находящееся рядом в жилом квартале. Когда комплекс функционировал, то его служащие входили в него через станцию метро Таганская. Посетителей в музее удостаивают «наркомовскими сто граммами» совместно с прекрасной, рассыпчатой солдатской  гречневой кашей, подающейся в алюминиевых армейских судках

 

    В процессе экскурсии в этом подземном комплексе показывают документальные исторические кинофильмы, в том числе  о создании и эксплуатации нашего стратегического бомбардировщика 3М. Он был создан в КБ «Салют», именовавшимся тогда ОКБ-23, под руководством генерального конструктора Мясищева В.М. Этот самолет  являлся основным в воздушной составляющей ядерного щита страны того времени, и который так бездарно был уничтожен Горбачевым по требованию США. И это в то время, когда, создававшийся в то же время в США такой же по назначению бомбардировщик В-52 эксплуатируется до сих пор, и он бомбил Югославию, а теперь, очевидно, будет бомбить и Ливию.

  Кстати о нашем самолете 3М. Автору этих строк, будучи в свое время ведущим конструктором первого летного самолета 3М за номером 201, удалось к 2004 году добыть  у Дальней Авиации предшественника 3М самолет М4, единственного из случайно оставшегося таких самолетов после их уничтожения совместно с самолетами 3М. Всего было построено 24 самолета М4 и порядка 120 самолетов 3М. В различных музеях,  но  находящихся вне Москвы, где были созданы самолеты  3М, ныне осталось всего три их экземпляра.

   Силами отличных специалистов ЗЭРКТ этого предприятия, с использованием оснастки, специально разработанной и изготовленной на его заводе, самолет М4 был разобран и доставлен на десяти железнодорожных платформах из Сызрани, на территорию предприятия, где он и поныне лежит под открытым небом в разобранном состоянии и ожидает своей дальнейшей судьбы.

      Генеральный директор  ГКНПЦ Нестеров В.Е. дал согласие на начало  его подготовки в 2011 году для экспозиции. Хотелось бы надеяться, что после стольких лет «лежания»,  ему будет найдено место для установки, желательно при поддержке и участии городских структур и Дальней Авиации и он, все - таки будет, воздвигнут на постамент в Москве на Филях, где он был создан более полу века тому назад. Это был бы символ  достойной памяти прошлому, а также былым и нынешним ветеранам, создавшим эти самолеты. Однако вернемся к музеям.

  

    Музей Разведуправления Генерального штаба примечателен тем, что в нем представлена, в документальных источниках, вся история нашей славной разведки. Широко представлены материалы, о наших легендарных разведчиках. Филби- создававшего ЦРУ в  США, будучи нашим разведчиком, об Абеле, действовавшего в Англии, «Красных бригадах», работавших во Франции и по всей Европе, а так же о многих других не менее выдающихся личностях.

   Вызывает сожаление, что не представлены, по известным причинам, наши разведчики, добывшие чертеж общего вида первой американской атомной бомбы «Малыш». Однако конструктор нашей первой атомной бомбы Турбинер Виктор Александрович, в последствии, когда стало возможным, писал, что он этого чертежа не видел, и его заставляли ко всему доходить своим умом. По этому чертежу, очевидно, контролировали правильность принимаемых решений Турбинером.

 

    В марте сего года автора этих строк из профкома пригласили на очередную экскурсию, сообщив, что она состоится в музей Генерального штаба. Но когда мы приехали к месту экскурсии, оказалось, что нас привезли не к Генштабу, а к зданию Министерства обороны, что собственно и послужило поводом для написания  данных заметок.

  После проверки документов, мы поднялись по широкой парадной лестнице из белого мрамора на второй этаж и там нас провели по не широкому коридору к очередной боковой двери, пригласив раздеться в небольшой прихожей. Проходя по этому коридору, у меня учащенно забилось сердце – ровно сорок лет тому назад мне пришлось также проходить именно здесь и по этому коридору, но об этом позже.

  

   Нас, оказывается, привезли в мемориальный кабинет легендарного маршала Г.К.Жукова, который он занимал, когда был министром обороны. Кабинет  состоит, как обычно, из приемной, рабочего кабинета и комнаты отдыха. В каждой из комнат была представлена вся деятельность маршала, начиная от службы в царской армии, затем гражданской войны, Хангин-Гола, и, конечно, Отечественной войны и закачивая временами гонения и забвения, постигшими его в последний период   жизни. Все представлено в подлинниках, кроме орденов,  конечно,  включая  и тех, которые были украшены бриллиантами. Экскурсовод немногословно, но прекрасно и обо всем рассказав, провел экскурсию.

 

   В одной из фотокопий представлена докладная Жукова Сталину о завершившейся подготовке, кажется, Корсунь-Шевченковской операции. В ней излагались цели, задействовавшиеся силы и средства, а также, что будет получено в результате проведения этой операции, и испрашивалось разрешение на ее проведение. В верхнем углу известным почерком написана резолюция – «Согласен» - и все. Так коротко на высшем уровне решались военные судьбы миллионов людей и  боевых операций.

     Примечательна записка не только своим содержанием и резолюцией, но и тем, как она выглядела. Записка не была напечатана на машинке, а в силу ее важности, была написана маршалом от руки прекрасным четким почерком без единой помарки всего на полутора страницах. Очевидно, маршал затратил немало времени на ее написание.

   Другая фотокопия представила приказ Верховного Главнокомандующего  о возложении на Жукова координации в проведении наступления трех фронтов, подписанная Сталиным и Антоновым, без указания их должностей и инициалов, в то время, как Антонов был всего на всего начальником только Оперативного Управления, а не всего Генштаба.

   Примечателен приказ не тем, что на нем стоял гриф «Совершенно секретно, особая важность». Это обычные грифы на документах такого значения. Примечательны и необычны были сопровождавшие надписи на нем: «Копий не снимать», «Возвратить через 48 часов». Вот так жестко было поставлено военное делопроизводство в то время.

 

   Во время экскурсии удалось задать экскурсоводу вопрос –  где находился кабинет заместителя по вооружению министра обороны Гречко А.А., в котором при нем располагался Алексеев Н.Н., а ранее в  нем  работал маршал Тухачевский М.Н, занимая эту должность. На это был получен ответ, что они здесь никогда не находились. После этого, у меня зародилось сомнение, действительно ли мне довелось здесь ранее побывать, и не стерлась ли память за прошедшие сорок лет.         

  В то время за кабинетом министра обороны пришлось пройти мимо большого зала, в котором прибывшие посетители  к министру ожидали приглашения пройти в кабинет. За этим залом и находился тогда кабинет заместителя министра по вооружению Алексеева Н.Н., к которому тогда и предстояло мне пройти.

  

    После окончания экскурсии попросил у экскурсовода разрешения пройти в зал ожидания посмотреть и воскресить его в памяти, где стены были украшены большими портретами венноначальников былых исторических времен. На  эту просьбу получил отказ, поскольку туда проход экскурсантам закрыт, в силу того, что там находятся, далее по коридору, уже подразделения министерства обороны, в том числе и этот зал.

  Тогда, убедившись, что все же мне довелось некогда побывать именно здесь, и память меня не подвела, сообщил ему, что кабинет Алексеева Н.Н., находился именно за этим залом, что немало удивило экскурсовода  и даже привело его в некоторое  смятение. Вызывает сожаление, что даже высоквалифицированные экскурсоводы, иногда, не во всех деталях знают свой предмет и его историю.

 

   Автору этих строк  довелось в 1971 году предстать перед Алексеевым Н.Н. с докладом, о результатах работы Межведомственной комиссии, составленной  из специалистов пяти министерств, которую пришлось тогда мне возглавлять. Комиссия изучала причины негерметичностей топливных трактов, паявшихся на двенадцати наших «сотках» после четырех лет их эксплуатации. Это вызвало тогда большое опасение в надежности основной наземной составляющей ядерно-ракетного щита страны, поскольку таких ракет в индивидуальных шахтах стояло на дежурстве порядка 1000 ракет, и они представляли собой основной состав наземной составляющей ядерного щита страны.

 

  Эта тревога объяснялась тем, что в США к тому времени были поставлены на дежурство 57 стратегических ракет «Титан» на таких же жидких компонентах ракетного топлив, и все они потеряли герметичность по топливному тракту. После этого  они  были сняты с боевого дежурства и заменены на твердотопливные ракеты «Минитмен», а у нас к тому времени твердых ракетных топлив нужного качества еще не было создано. После этого вышло специальное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о необходимости обеспечить ракетам УР-100 полную надежность при эксплуатации.

  

 

 

 По заключению Межведомственной комиссии ракеты УР-100 были признаны  надежными, что затем и подтвердилось, поскольку они были выполнены в ампульном исполнении, и это, в определенной мере, успокоило высшие военно-политические круги в руководстве страны.

 

   Но такое заключение не устроило министра обороны Гречко А.А. и министра общего машиностроения Афанасьева С.А, и  они рекомендовали комиссии  выдать заключение о том, что ракеты эксплуатировать больше пяти лет опасно, на что она не могла пойти, поскольку для этого у нее не было никаких технических данных. Такое заключение министрам было необходимо,  в силу того, что они торопились начать замену «соток», независимо от их состояния, на технически более совершенные ракеты, что и начало потом осуществляться.

   

  Против замены «соток», тогда возражали секретарь ЦК КПСС Устинов Д.Ф. и Заместитель Председателя Совета Министров СССР Смирнов Л.В, полагая, что легкая их модификация на месте, не вынимая из шахт, вместо изготовления новых ракет, позволит сэкономить значительные средства. Но эти возражения не возымели своего действия, и ракетное перевооружение развернулось во всю силу. Это были вторые «великие ракетные дебаты», прошедшие  в высшем руководстве страны, а всего их было четыре за время существования СССР.  

 

   Об этих «дебатах», а также о Межведомственной комиссии и событиях, предшествовавших ее образованию, и последовавших затем событий после ее работы,  изложено в трех моих книгах, изданных издательством «Воздушный транспорт»: «От самолетов к ракетам и космическим кораблям» и двухтомнике «Смысл жизни». Они размещены в интернете на сайте http:// eskulaga.narod.ru  в разделе «Книги» и с ними можно ознакомиться или скачать, если для кого это представит интерес.

  

   Вот так нежданно, автору довелось воскресить в памяти далеко не простые события, происходившие сорок лет тому назад, в которых ему пришлось принять непосредственное участие и имевшие немаловажное значение в истории Ракетных Войск Стратегического Назначения нашей страны.

  

 

                                           ВЕТЕРАН  КОСМОНАВТИКИ  РОССИИ

                                                        доктор технических наук

 

                                                                                               Е.С.КУЛАГА.

Хостинг от uCoz