PRGE.002


ТО 1459305


 



National Aeronautics and
Space Administration

Johnson Space Center

Human Space Flight Programs, Russia

NASA Office, Russian Aviation and Space Agency

Shcpkina, 42,

Moscow, Russia


ОК-ОЭ-040


 


30 июня 2003 года


Главному специалисту КБ Салют»
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Доктору технических наук Кулаге Е.С.


Уважаемый господин Кулага!

Настоящим сообщаем о том, что Ваше письмо по вопросу предлагаемых мероприятий по повышению надежности эксплуатации МТКК « Шатл », датированное 14 апреля 2003 года, было нами получено, переведено на английский язык и будет переправлено в космический центр им. Джонсона в адрес руководства программы Шатл и МКС для дальнейшего рассмотрения.

 Мы воспринимаем это письмо как дружественный акт, имеющий целью оказание посильной помоши своим коллегам в преодолении последствий ситуации, сложившейся в результате катастрофы корабля многоразового использования Колумбия, за что и выражаем Вам нашу искреннюю благодарность и признательность. Мы отдельно ознакомим Вас с результатами оценки технических предложений, изложенных в Вашем письме, если в Хьюстоне сочтут необходимым использовать их как часть плана мероприятий по восстановлению операций МТТК «Шатл».

 

 

 

 

С благодарностью и искренним уважением,

 

подпись

 

Джеймс Х. Ньюман

директор Пилотируемых Программ НАСА в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PRGE.003


TO    1459305


5P-NPSP


 



National Aeronautics and
Space Administration

Johnson Space Center

Human Space Flight Programs, Russia

NASA Office, Russian Aviation and Space Agency

Shepkina, 42,

Moscow, Russia


OK-03-040


 


June 30,  2003


Khrunichev Space Center

Design Bureau "Salyut"

Chief Specialist Kulaga E.S,  Ph.D.


Dear Mr.  Kulaga,


 


This is to inform you that your letter regarding recommended measures to
Improve the reliability of the Shuttle fleet operations dated April  14,
2003 has been received,  translated into English and will be submitted to
J$C to the attention of the management of the Shuttle and the  ISS Programs
for further consideration.

We consider this letter as a friendly act,  aimed at providing your
colleagues with feasible assistance in overcoming the consequences of the
Shuttle Colombia tragedy,  for which we express  to you our deepest
appreciation and gratefulness.  We will brief you on the outcome of the
assessment  of recommendations,  listed in your letter,  should
Houston choose
to incorporate those in the overall recovery plan.

W th sincere respect,

Jimes H.  Newman
Vj> rector,  NTASA Space Flight Program in
Russia

 


 

FAX TRANSMISSION



 


(local) FAX: 7(095)9754446
(local) TEL: 7 (095) 971 8007


USA FAX: 1 (256) 961-6415
USA TEL : 1 (256) 961-6413


JSC

HUMAN SPACE FLIGHT PROGRAMS - RUSSIA


 


TO: Kyjiare E.G. KB CajiwT

PHONE:

FAX: 145-9305

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

FROM: JfyaessMc HwoMaa

DATE: 30HK>H*2003

NO. PAGES including cover: 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      ШАТТЛЫ НАЧАЛИ БЫЛО ЛЕТАТЬ         

 

                            

 

  В апреле сего года американский МТТК «Дискавери» успешно совершил полет спустя 2,5 года после трагической гибели первого февраля 2003 г.  аналогичного корабля «Колумбия». Эта трагедия в те годы  обеспокоила все мировое общественное мнение и этому событию была посвящена обширная публицистическая дискуссия и всестороннее обсуждение в многочисленной прессе.

   Не осталась тогда в стороне и «Российская газета» в обсуждении трагедии «Колумбии», опубликовав тогда, согласно статистике ведшейся в то время автором этих строк, наибольшее число различного материала на эту тему в российской прессе. Все обсуждали причину  гибели корабля. Тогда, в начале своей работы, комиссия в США, расследовавшая эту катастрофу, сняла с обсуждения версию о разрушении теплозащиты корабля отлетевшим куском теплоизоляции от носителя, как не существенную.

  Буквально через месяц после этой трагедии, «Российская газета» выступила (05.03.2003г) со статьей автора. В ней указывалось, что комиссия напрасно поспешила это сделать.  Предлагалось срочно заняться изучением этого вопроса и разработать средства ремонта теплозащиты на орбите, а также средства передвижения астронавта вдоль нижней плоскости корабля для осмотра и ремонта теплозащиты перед его посадкой. Комиссия последовала этому совету, а потом признала этот отлет куска теплоизоляции единственной причиной катастрофы. После этого «Российская газета» выступила (28.05.2005г.) со второй статьей автора.

   В этой второй статье  указывалось, что как комиссия ранее поспешила объявить несущественным влияние отлетевшего куска теплоизоляции, так теперь она заявляет, что принятыми  мерами по нанесению теплоизоляции на носителе подобные ситуации в будущем не повторятся.  В статье отмечалось, что в космосе существует громадное количество «космического мусора» и соударение с ним может привести также к печальному исходу. Поэтому крайне необходимо иметь на борту специальный манипулятор для осмотра и  бортовые средства для ремонта теплозащиты. Сообщалось, что у нас уже разработано техническое предложение по созданию такого манипулятора и разработаны соответствующие средства ремонта, отправленные в свое время еще на утопленную впоследствии станцию «Мир».

   Разработанные автором технические предложения по данному вопросу были направлены в апреле 2003 года в НАСА и оттуда он получил благодарственное письмо « за дружественный акт, имеющий целью оказания посильной помощи своим коллегам в преодолении ситуации, сложившейся в результате катастрофы многоразового корабля «Колумбия». Очевидно, в первую очередь благодарности заслуживает редакция газеты, которая отобрала из вороха поступивших к ней статей именно данные статьи и тем самым существенным образом помогла американцам.

 

 

  

  Сейчас не известно как были использованы предложенные конкретные технические решения, но метод ремонта и манипулятор в США были разработаны собственными силами без нашего участия, на что было затрачено 2,5 года и 1,5 миллиарда долларов.  Результат этих усилий стал известен при полете «Дискавери», полет которого, как известно, прошел  не без приключений.

  Еще ранее комиссией отмечалось, что причиной отделения теплоизоляции от носителя на «Колумбии» явилось применение при ее изготовлении клеевой пленки с просроченным сроком годности и некоторым нарушением техпроцесса ее нанесения. Сообщалось, что теперь приняты необходимые меры и такого отделения в будущем больше не повторится.

  И, вместе с тем, при старте «Дискавери» опять от носителя отделился кусок теплоизоляции и ударил по крылу корабля, осмотреть место которого при полете в космосе не представилось возможным даже с помощью специально разработанного и установленного на «Дискавери» манипулятора. Просто удивительно, что за такое время и за такие средства американские коллеги так и не решили проблему до конца. Можно надеяться, что такого времени и таких средств им уже не потребуется для завершения решения проблемы, которая, безусловно, ими будет решена и Шаттлы еще послужат при дальнейшей эксплуатации, против возобновления которой  развернулась необоснованная публицистическая шумиха.

  Сейчас полет Шаттлов опять остановлен до выяснения и устранения причин отлета кусков теплоизоляции от носителя. Какие бы причины не были установлены, следует на наш взгляд рекомендовать нашим коллегам в США заменить материал теплоизоляции на последующих носителях при их изготовлении. 

   При отработке у нас носителя «Энергия» был применен пенополиуретановый пенопласт, который трескался и также мог отлетать кусками. Для предотвращения этого снаружи теплоизоляция обклеивалась полимерной сеткой, которая могла предотвратить отлет отслоившихся кусков. Для таких же целей на изделиях ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в качестве теплоизоляции был применен более совершенный разработанный новый пенопласт «Изолан» и при ее отработке у теплоизоляции на изделии не наблюдалось никаких растрескиваний и отслоений.

  Написание данной статьи вызвано, конечно, никак  не желанием укорить наших американских коллег за незавершенную во время работу, а желанием еще раз оказать им «посильную помощь» в еще  одном вопросе.

  После опубликования первой статьи автора в «Российской газете» руководство ГКНПЦ им. М.В.Хруничева разместило 7.03.2003г.  на сайте «SPECE NEWES.RU» обширную его статью с изложением подробного анализа событий, произошедших с «Колумбией», содержащую более глубокие и развернутые рекомендации. Считаю, что к некоторым из них необходимо еще раз вернуться, поскольку к ним не прислушались ни в НАСА, не прислушиваются и у нас. Поэтому следует привести одну из выдержек из той статьи:

  « К повышению безопасности МТТК и особенно МКС, следует отнести оснащение обитаемых отсеков автоматизированной системой контроля ударного воздействия на корпус с указанием его места, а следовательно и места возможного возникновения его не герметичности при разгерметизации обитаемых отсеков. Вопросами ее создания в свое время занималась специально созданная Международная группа, которая разработала техническое задание на такую систему, но затем ее работа была свернута и она не нашла своего завершения»

  Внимания к этому вопросу тогда возникло в силу произошедшей разгерметизации модуля «Спектр» на станции «Мир» после соударения его с отошедшим «Прогрессом». Гибель «Колумбии» и удары куска теплоизоляции по «Дискавери» еще раз обостряют необходимость разработки такой системы и оснащения ею Шаттлов, а также доставки ее на МКС. На ее модуле «Звезда», при его создании в ГКНПЦ им.В.Хруничева, установлены внутри на корпусе соответствующие устройства для установки датчиков такой системы, работающих на принципе фиксации акустической эмиссии, возникающей от упругих волн в корпусе при ударе по нему.

  Подобная система, например, установлена и работает внутри высотного «штыка», на Поклонной горе и негоже самой передовой технике, какой является космическая техника, оставаться вне технического прогресса. Вместе с тем, подобная система устанавливалась на нашем «Буране», она имеется в переносном варианте в НИИ КС и более совершенный макет с передачей данных по телеметрии разработан в ГКНПЦ им. М.В.Хруничевао интерес к ним не проявляется, ссылаясь на отсутствие средств для  разработки штатного варианта системы.

  Станция «Мир» была утоплена не из-за того, что у нее наступил физический износ корпуса, а потому, что отсутствовали сведения и знания о его состоянии. Данная система позволит определять не только место и силу удара по корпусу, но и возникновение усталостных трещин и на основе этого прогнозировать срок службы корпуса. Эта проблема возникнет не за горами и для МКС. Что ее также придется безвременно топить, как это произошло со станций «Мир» ?

   Удивительно, что этого не понимают те, кто определяет техническую политику в космосе.

 

 

              Доктор технических наук

 

                                     Е.С.КУЛАГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz