В АДМИНИСТРАЦИЮ  ПРЕЗИДЕНТА 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

        16 июля 2004 Вами подписан и вышел в свет  Указ  № 610 года « О мерах по совершенствованию государственного управления» с образованием постоянно действующей комиссии и ряда подкомиссий в ее составе, с задачей разработки мероприятий, направленных на совершенствование государственного управления в стране. После   сообщения в печати о выходе этого документа, мною были направлены в Администрацию президента некоторые предложения по работе этой комиссии.

    Советник департамента приема граждан А.А.Маслин Администрации президента вежливо поблагодарил меня за проявленную инициативу, с которым у меня завязалась переписка. Во втором письме, он рекомендовал обратиться непосредственно к какому - либо лицу в Администрации Президента с тем, чтобы узнать о степени и возможности использования моих предложений. Затем он по моей просьбе  прислал мне персональный состав комиссии, и ее рабочих групп, по которым мною был отправлен ему мой  анализ состава этих комиссий. По занятости своей основной работой мне не представилась возможность обратиться к кому - либо в Администрации по данному вопросу.

    Прошло более двух лет после образования этой комиссии, но  ничего не сообщается в каких либо СМИ о ее работе. Совершенствование государственного управления является одной из главнейших задач в нашей современной жизни. Однако в настоящее время в печати сообщается, что численность управленческого аппарата возросла вместе с величиной его оплаты и теперь она превосходит затраты, выделяемые средства на национальные программы. Так ли это ?

   С целью придания гласности этому вопросу и проведения его общественного обсуждения, просил бы сообщить на мой сайт  Evkulaga. narod. ru,  что предпринято по выполнению  данного Указа президента.

                    Упоминавшиеся документы прилагаю            

                   

              С   уважением

 

                                                 Главный конструктор темы

                                    ГКНПЦ им. М.В.Хруничева

                                      доктор технических наук

                             

                               Заслуженный конструктор России

                      Заслуженный разработчик  космической техники

                      Заслуженный испытатель космической техники

                                         Ветеран космонавтики

 

                                                                                            Е.С.КУЛАГА

 

 

 

 

 

 

                                             Н Е К О Т О Р Ы Е

                       П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я

 

                             К    Р А Б ОТ Е    К О М И С С И И,

 

            образованной Указом от 16 июля 2004 года                 

                    Президента Российской Федерации

                                            № 610        

                              

                              с задачей выработки рекомендаций:              

             

              « О  МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВВОВАНИЯ

                ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ»

 

                           

                                 С о д е р ж а н и е

  

     1. Введение

     2. Государство в обществе

     3. Государство, как социальная структура

     4. Государство в сфере материального производства

     5. Государство в сфере науки и культуры

     6. Государство и духовность общества  

                           

 

                                              А в т о р   п р е д л о ж е н и й:  

                                            Доктор технических наук

                                                    Евгений Сергеевич

                                                         КУЛАГА

                                          151596 г, Москва, ул. Говорова, дом 13, кв. 44

                                    служ. 145-94-31  дом. 447-66-71

 

                                                                            -2-

                    1.ВЕДЕИЕ

   Третий раз в новой истории нашей страны в мае 2004 года Указом президента Путина поставлен вопрос о необходимости  разработки мер по оптимизации государственного управления.

     Первый раз такой вопрос был поставлен Лениным в начале 20-х годов, когда он сформулировал задачу « учиться управлять». Тогда были образованы два института по управлению во главе каждого из, которых встали соответственно Керженцев и Гастев. В стране начали выходить множество журналов по вопросам государственного управления. После смерти Ленина с приходом Сталина к руководству страной все эти работы были свернуты.

     Второй раз такой вопрос был поставлен после ХХШ съезда партии. Тогда,  помимо разработки мер по обеспечению наиболее эффективного управления в стране, была сформулирована задача создания для этой цели единой информационной сети, некоторого прообраза нынешнего Интернета. Научным руководителем создания такой сети был назначен украинский академик Глушков.  С приходом Брежнева этим попыткам не было суждено осуществиться в силу наступившей стагнации в управлении страной.

     В советское время в области теории управления была сформирована нелепая теория «управляющей и управляемой системы», поделившая единое общество на «управляющих» и «управляемых». Эту теорию усиленно развивал тогда небезызвестный Г.Попов. Будучи ученым в области управления, он придав «управляющей системе» первостепенное значение, в реформенное время определил ее  в качестве «административно-командной системы» и  начал ее нещадно  громить, а вместе с ней и всю советскую власть. Он прекрасно понимал, что без управления не может существовать ни одно государство и, вместе с тем, совершил «научный кульбит» - лишь бы только подыграть и придать некоторую научность творившемуся беззаконию.

      В третий раз на государственном уровне, теперь уже Путиным,  вновь поставлена задача о необходимости  выработки мер по совершенствованию управления в стране. Вместе с тем, прежде чем говорить о решении очень важной поставленной задаче, целесообразно оценить и выработать подход в определении роли государства и его функциях в современном развитом индустриальном обществе. Это необходимо с тем, что бы эта задача решалась на достаточном научном уровне с привлечением ныне разработанных таких наук об обществе, как общая теория сложных систем, теория информатики, кибернетики, деловых игр, конфликтных ситуаций, логики, психологии и других научных дисциплин.

    В данной работе автор не ставил перед собой цели в выработке обстоятельных научных подходов в этом вопросе. Преследовалась  более скромная цель, состоящая в том, чтобы обратить внимание на  необходимость надлежащего научного обеспечения выполнения этой очень

                                                 

                                                    -3-

важной государственного значения работы с привлечением соответствующих ученых в области управления. Одновременно с этим   автором излагались некоторые соображения по данному вопросу, которые, можно было надеяться, могли бы  быть использованы в той или иной мере  при реализации поставленной задачи Путиным.

 

                    2.   РОЛЬ   ГОСУДАРСТВА  В  ОБЩЕСТВЕ

 

   Роль и место государства в обществе обсуждается не одно столетие, и по этому вопросу до сих пор нет общепризнанного понимания и подхода.

   Анархисты, признавая необходимость введения общественной собственности на средства основного производства, считали, что государства как такового не должно быть, поскольку его принудительные меры будут являться основным в подавлении свободы личности.

    Марксисты также считали, что после окончательной победы пролетариата  государство со временем отомрет, а его социальные функции перейдут к общественным организациям. Имелось в виду отмирание в первую очередь подавляющих функций государства.

     Ленин в своей работе «Государство и революция», написанной за три месяца до Октября, отмечал, что когда рабочие научатся управлять, то вообще никакого государственного управления не должно быть. Более абсурдной  мысли трудно даже представить и очень  скоро он заявит, что в нашем новом государстве все должно быть так же, как и в старом, а задаче обучению управления в государстве придал первостепеннейшее значение.

       Эту работу Ленин писал, уточняя некоторые положения, содержащиеся в ранее опубликованной работе Бухарина по этому вопросу. Работая над статьей Бухарина, Ленин сформулировал для себя вопрос – разработал ли марксизм социальную теорию государства  – и не найдя положительного ответа на него оставил его без рассмотрения. Задача разработки такой теории им была поставлена впервые, и она до сих пор не реализована ни у марксистов, ни у либералов.

    Ныне у нас в области идеологии государственного строительства возобладал либерализм, одним из основных стержней которого является значительное сокращение функций государства и его вмешательства в общественную и экономическую жизнь общества.

     С точки зрения общей теории больших систем, такая  постановка вопроса о роли государства и практики его реализации являются антинаучными, поскольку человеческое общество является сложной социальной системой, и как любая система, оно не может функционировать без единого управления. Это известная аксиома. В противном случае человеческое общество превратится в стадо диких животных, которые в основной своей массе являются стадными и даже эти дикие животные управляются вожаком стаи.     

                                                  

                                                     -4-

Поэтому всегда стояла задача в выработке необходимых мер участия государства в управлении всеми социальными процессами в обществе, включая и экономические. Либералы связывают государственное регулирование со свободой личности, а свобода личности, как они считают, не терпит вмешательства государства в какую либо сферу жизни и практической деятельности любой и каждой отдельно взятой личности.

     В силу сказанного, прежде чем говорить о мерах по совершенствованию государственного управления, необходимо определиться с его ролью и теми задачами, которые будут возлагаться на него в нынешнем нашем обществе. После этого можно будет с целью оптимизации рассматривать структуру государственных органов и их задачи, а также правовое, информационное и материально-техническое их обеспечение.

 

3.     ГОСУДАРСТВО,  КАК СОЦИАЛЬНАЯ  СТРУКТУРА

 

Советская теория «управляющих и управляемых систем» вывела управляющую систему из состава единого организма общества, поставила ее над ним и тем самым заложила теоретическую основу для отрыва и вывода «управляющих» из единого общественного организма. Теория управления говорит, что управляющей элемент является неотъемлемой частью единой общественной системы и не должен стоять над и  вне системы.

 Из этого общетеоретического положения вытекает один очень важный практический вывод, состоящий в том, что если мы принимаем необходимость единого управления в обществе в лице государства, то оно, в этом случае, является одной из необходимых и чрезвычайно важных социальных структур общества. Из этого вытекают, в свою очередь, и его задачи, состоящие в необходимости регулирования и управления его материальной, культурной и духовной сферой.

В технических системах выделяются и разделяются задачи регулирования и управления. Аналогичное деление должно быть и  в общественных системах.  Каждая из этих функций имеет свои задачи и методы решения, также как это имеет место и в технических системах с той разницей, что в технических системах регулирование является функцией более низкого уровня по сравнению с управлением и включается в алгоритм управления. В общественных системах все происходит наоборот

 Опуская так же, как и в последующих аналогичных случаях, методологическое обоснование с целью сокращения объема излагаемого материала, на основе теории функционирования больших систем можно видеть, что процесс функционирования любой общественной системы будет слагаться с последовательного осуществления следующих пяти операций.

 

 

                                             -5-

 

Высший руководящий орган системы формулирует задачу перед системой. Затем проводится плановая разработка достижения поставленной цели с определением необходимых средств и сроков ее достижения. Определенные планом средства организовываются соответствующим образом в территориальном и временном распределении. После этого организованные средства начинают операционную производительную деятельность по достижению поставленной планом цели. Управление осуществляет координацию деятельности звеньев системы в процессе производительной деятельности и в случае необходимости вносит необходимые уточнения в пределах рамок, установленных планом. Если в этом случае не достигается выполнения поставленной цели, в работу включается высшее руководство, которое вносит уточнение либо в саму постановку цели, либо в операционную деятельность какого либо звена системы на основании информации, поступающей от управления.

Подобное выполнение функциональных операций, а именно: руководство, планирование, организация, производительная деятельность и управление осуществляются в общественных системах любой сложности, их назначения, вида деятельности и уровня  иерархического построения. Для выполнения

указанных пяти операций в системе должны быть соответствующие       структуры и органы, задачи которых вытекают из рассмотренного  процесса функционирования всей системы.

Изоморфизм основных кибернетических принципов  технических систем позволяет использовать их и применительно к общественным системам. Это касается блочного принципа построения структуры системы, разработки единого алгоритма функционирования всей системы, необходимость введения резервирования в функционировании ее звеньев, введение понятий деловой необходимой информации и шумовой информации, забивающей информационное поле системы с четким выделением их понятия и объема, а также ряд других.

Поскольку государственное управление является общественной функцией, опыт его функционирования в любых системах показал необходимость наличия и общественного контроля за его осуществлением, протекающего в различных формах. Выбор этих форм является одной из важнейших задач в структурировании государственных органов наряду с выделением органов, выполняющих отмеченные пять функциональных операций.

 

4.   ГОСУДАРСТВО В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО    

                               ПРОИЗВОДСТВА

 

    

   Наибольшие разногласия возникают при определении роли и функций государства именно в этой сфере.  В этом немаловажную роль сыграло трагическое заблуждение марксизма в определении места  и роли

                                                       -6-       

планирования, который считает, что общегосударственное планирование присуще и возможно только в социалистической экономике.

    Марксисты всех времен не обратили внимание на то, что составление и утверждение государственного бюджета является первым и необходимы                                          шагом в плановом управлении  государством всех сфер его деятельности, которое начало осуществляться еще со средних веков, когда парламент Англии начал утверждать бюджет английского королевства. Этому послужило ложное противопоставление планового управления и стихийного

рыночного регулирования, откуда и появилось необоснованное деление на «рыночную и плановую» экономики.

   Профессор Новожилов, учитель академика Канторовича, разработавшего метод линейного программирования, используемый во всем мире в экономико-математических расчетах, издал в 1967 году свой фундаментальный труд «Измерение затрат и результатов», получивший первую Ленинскую премию в области экономики.

    Новожилов активно принимал участие в дискуссии по управлению, ведшейся с целью  выработки подходов в оценке места, роли и объема допустимого использования товарно-денежных отношений в социалистической экономике, которые  широко развернулась в начале 20-х годов. После   сворачивания дискуссии он перестал публиковаться и только через 40 лет выпустил свой капитальный труд, о котором говорилось.

     В этой работе он показал, что в простом товарном,  капиталистическом и социалистическом производствах, действующих на принципах товарно-денежных отношений, цена продукта определяется единой формулой, и вывел ее. Для различных производств в этой формуле изменяется только социальное содержание входящих в нее членов. Эта работа была предана забвению, а ведь она содержит краеугольное освещение и рассмотрение экономических процессов, протекающих в современной экономике. Из нее вытекает, что на самом деле существует одна экономика, использующая и планирование и рыночные отношения и противопоставлять их ни в коем случае нельзя.

    Общегосударственный план в виде бюджета определяет цели и устанавливает необходимые средства для их достижения. Рынок при товарно-денежных отношениях, на основании конкуренции и состязательности, позволяет наиболее эффективно достичь этих целей, и он определят фактические стоимостные показатели, которые и закладываются в бюджет.

   Необоснованность деления на плановую и рыночную экономику дополнительно была подкреплена всем нашим опытом советского планирования, ставшим порочным в последние десятилетия, которое и привело советское общество к стагнации, а  в итоге и к гибели. Такого пагубного влияния формы общегосударственного планирования, возможно, опасался и Ленин, наряду с недостаточным общественным контролем за государственным управлением.

 

                                                         -7-

 

   Известно ленинское завещание, из которого все исследователи выделяют и муссируют только ленинское замечание о необходимости смещения Сталина. Но никто не отмечает и не изучает то, с чего начинается завещание.

  Известно, что человек, решивший написать завещание, начинает его с того, что в наибольшей степени его волнует. Замечание о смещении Сталина он дописал только на третий день после того, как он начал и затем продолжал его диктовать еще в течение последующих двух дней с перерывами.

  Ленин начал диктовать свои замечания с рекомендации существенного увеличения количественного состава ЦК партии и пойти навстречу Троцкому, приняв его рекомендации о придании формы закона государственным планам. Но пойти навстречу ему до определенных пределов и при определенных условиях. Но на это начало завещания никто не обращает внимания, а тем более, не рассматривает и не изучает те условия и пределы применимости детерминированного государственного планирования, о которых говорил Ленин.

    Наш советский опыт полностью подтвердил опасения Ленина в пагубности жесткого детерминированного государственного планирования. На первое время, когда закладывалась и восстанавливалась наша экономика после войны, такое планирование было весьма эффективным, поскольку цели были однозначны    в своем определении, а средств для их достижения было очень мало. Такое планирование тогда сыграло свою решающую положительную роль. И тем не менее, экономику того времени следует больше определять не плановой, а мобилизационной. По мере роста экономики такое планирование становилось ее тормозом, что не последовало и сказаться.

   Исходя из выше изложенного, государственное планирование в развитой экономике  при отсутствии чрезвычайных ситуаций, не должно быть жестко детерминированным, а его детерминированность должна возрастать по мере снижения уровня общественной системы и на уровне предприятии план должен являться неукоснительным для выполнения.

    План предприятия должен состоять из собственных работ и заказов государства для удовлетворения его социальных обязанностей перед гражданами страны и государство не должно вмешиваться в его производственную деятельность, а только помогать ему утверждением  различных единых общегосударственных нормативных актов.

    Государственное управление социальными процессами должно осуществляться в виде определения текущих и перспективных целей, квотирования и распределения заказов на производство товаров для обеспечения социальных потребностей общества, включающих в себя: оборону, науку, культуру, образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение населения, а так же его жизнедеятельности, создание государственных резервов и содержание государственного аппарата. Все это должно регулироваться государством путем установления соответствующих норм и обязательно соблюдением

 

                                                    -8-

ценовых паритетов. Кроме отмеченного государство должно эффективно управлять общественным сектором экономики и культур

    К необходимости введения государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране пришел и наш основной политический истеблишмент, что делает ему честь. Необходимость такого введения записали в своих программах 12 партий из 17 представивших свои программные документы на партийной презентации, проведенной в августе 2003 года перед декабрьскими выборами в Госдуму. Не записали этого                                                       требования в своих партийных программах только «Единая Россия», ЛДПР и СПС, а «Яблоко» вообще отказалось участвовать в презентации.

   Автор данных строк перед выборами сообщил об этом в основные газеты, но все они замолчали такое примечательное явление и ничего о нем не сообщили. А ведь это кладет конец проводящимся губительным, так называемым, либеральным реформам в стране. Можно было предположить, что в Администрации президента обратят внимание на такое примечательное явление, но этого не последовало.  Игнорирование ныне этого факта будет равносильно произошедшему игнорированию при развале СССР мнения народа о необходимости его сохранения.

 

4.     ГОСУДАРСТВО  В СФЕРЕ  НАУКИ  И  КУЛЬТУРЫ 

 

  Необходимость участия государства в обеспечении функционирования и развития этих сфер деятельности наиболее очевидна и почти никем не оспаривается. Более того, при столь значительном засилии у нас западной низкопробной масс культуры, это требование все больше начинает звучать в различных слоях нашего общества.

      Особенно это касается телевидения и средств массовой информации. Под видом свободы творчества и раскрепощения личности усиленно насаждается разлагающая мораль и низменные ценности в обществе. Вместе с тем, одной из главных задач государства, наряду с материальной обеспеченностью, должно являться поддержание и воспитание высоких моральных и нравственных устоев многонационального народа нашей страны.

 Провозглашая свободу личности и свободу в распространении любой информации, в качестве основного критерия степени демократизации общества, демократические либералы, как можно теперь определить сторонников нынешних реформ, на самом деле ведут наиболее опасную разрушительную деятельность, тлетворные результаты которой скажутся во времени. При этом, понятие свободы личности, как политической категории, определяющей свободу поступков и изложения своих взглядов в пределах допустимых общепризнанных норм, ловко подменено  понятием свободы широкого распространения любой информации. Между тем всем хорошо известно, что СМИ являются основными источниками формирования в обществе высоких нравственных и моральных ценностей, и они никак не

                                                                              -9-

 

должны выходить из под влияния государства. Сейчас видно, что это влияние идет никак не на пользу основной массы населения.

Аналогичная ситуация происходит и с наукой. Практически у нас ликвидирована прикладная наука, поскольку погибающему производству не до науки, а фундаментальная наука в лице наиболее производительной кадровой части переместилась на Запад.  Оставшиеся в стране ученые влачат жалкое существование по материальному обеспечению ниже уличных дворников и лишены возможности вести, какую либо плодотворную научную деятельность. Если государство быстро и кардинально не исправит этого положения, то оно превратится во второсортного поставщика сырья на Запад и лишится перспективы в своем развитии.

.

5.     ГОСУДАРСТВО И ДУХОВНОСТЬ ОБЩЕСТВО

   

    Духовность, как совокупность моровозренческих  взглядов и морально-этических норм, формирует нравственность как таковую в обществе и среди отдельных его членов. Всегда в любом обществе мировоззренческие взгляды во многом определяли многие практические шаги и действия всех в обществе в любой сфере их деятельности. В советское время таким воззрением, как известно, была марксистская идеология, базирующаяся на коммунистической морали и социалистических принципах. Ныне они безосновательно оклеветаны и лукаво заменены теорией деидеологизации общества.

Известно, что без идеологии не существует, и не существовало ни одно общество, поскольку идеология представляет собой систему представлений в сознании людей, отражающих общественное бытие.

Ныне власть, а следовательно и государство, низвергнув ранее существовавшую идеологию, составлявшую основу утверждавшегося мировоззрения, заменило ее насаждением религиозности в обществе и тем самым, подменило мистицизмом высоконравственное и цивилизованное понятие духовности.

На сам же деле ныне насаждается идеология всепоглощающего и  неконтролируемого потребительства и ложных ценностей, приведших в итоге, как все чаще стали говорить, к утрате моральных ориентиров и разложению нравственности в обществе.

Ныне говорить о возвращении к прежней идеологии бесперспективно, но государство должно прекратить массовое внедрение религиозности во всех средствах массовой информации и обеспечить цивилизованное воспитание общества на общечеловеческих ценностях. В противном случае это выглядит

                 как целенаправленное одурманивание и оглупление людей

 

 

Доктор технических наук

                                                                  Е.С.КУЛАГА

                                                     -1-

                                        С Т Р У К Т У Р Н Ы Й   А Н А Л И З

                               Указа № 910 Президента Российской Федерации

« О мерах по совершенствованию государственного управления»

 

    Данный анализ проведен по тексту его копии, направленной автору  по его просьбе советником департамента приема граждан Управления Президента Российской федерации по работе с обращениями граждан  А.А.Митиным исходящим № А26-23-329285 от 18.10.2004 г.

   Из наименования Указа видно, какое большое значение он может иметь для дальнейшего развития нашего государства. Указом намечены важные направления работ по данной тематике, образована постоянно действующая общая Комиссия, а также  три рабочих группы, определены их задачи и установлен порядок ее работы. Вместе с тем, его содержание и намеченные направления в деятельности Комиссии вызывают ряд замечаний, которые автор считает для себя возможным и необходимым здесь изложить.

   В параграфе 2 Указа определены следующие «вопросы совершенствования государственного управления», по которым образовано три рабочие группы:

-         реформирования государственной службы - рабочая группа 1,

-         федеративных отношений и местного самоуправления - рабочая группа 2

-         системы и структуры федеральных органов и органов исполнительной власти - рабочая группа 3.

  Выделение только этих вопросов в составе «государственного управления» сужает состав общепринятых понятий, охватываемых этим термином, и не раскрывает содержания государственного управления как такового. Подобное сужение выделяемых вопросов в государственном управлении ограничивает объем и направления в его совершенствовании в целом.

    Отмеченные задачи касаются упорядочения  практической административной деятельности  только некоторых государственных органов, которая весьма важна, и безусловно с нее необходимо начинать, если мы хотим поднять общий уровень административной управляемости в стране или как теперь модно стало говорить «функционирования  вертикали власти».

Вместе с тем, из поля зрения выпали такие основные общецивилизационные задачи государственного управления в современном индустриально и социально развитом государстве  как:

-         открытое и четкое провозглашение в обществе принятой к реализации идеологической концепции его построения и развития,

-         методы и формы социального обеспечения людей включая все стороны их жизнедеятельности,

-         устанавливаемые формы производственных и распределительных отношений в обществе,

 

                                                                    

                                                                        -2-

-участие государства в формировании морали, культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и других сторон общественной жизни людей,

- правоохранительная и оборонная деятельность.

Можно полагать, что частичное решение этих вопросов может найти отражение в решении тех задач, которые сформулированы в Указе перед Комиссией,  состоящие в следующем, в той последовательности, как они изложены в Указе:

-         оптимизация структуры и функций органов власти,

-         исключение дублирования функций между ними,

-         совершенствование правового разграничения функций между органами власти,

-         совершенствование деятельности органов местной власти,

-         «ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, включая прекращение избыточного государственного регулирования»,

-         реформирование государственной службы,

-         «развитие системы саморегулирующихся организаций в области экономики»

Завуалированное провозглашение идеологической концепции, принятой к реализации, можно видеть в задачах «ограничения избытого государственного регулирования и развития экономических саморегулирующихся организаций». Данная концепция провозглашена и   реализуется в практической деятельности наших властей после свержения советской власти, а вот в Указе это четко  не провозглашено и не указано на что должно быть направлено совершенствование государственного управления. Можно только предположить, что совершенствование «вертикали государственной власти» направляется  не на улучшение жизни обездоленной основной массы людей у нас в стране, а на сохранение, укрепление и продолжение разграбления богатств страны в целях обогащения у нас небольшой прослойки населения.

Большое значение имеет профессиональный состав Комиссии и ее рабочих групп. Он представлен следующим образом, согласно списков лиц, утвержденных Указом:

 

 

Должность

группа 1

группа 2

группа 3

Высшие руководители Администрации

Президента

13

11

11

Высшие руководители Правительства

6

9

10

Руководители правительственных НИИ

5

4

1

Местные руководители

5

1

-

Руководители Государственной и местных Дум

7

3

5

Специалисты

-

2

-

Представители бизнеса

-

-

1

Итого:

37

30

27

                                                                         

                                                                          -3-

       На первый взгляд может показаться, что количественный состав несколько  избыточен. Личный опыт автора по руководству в начале 70-х годов близкой по значению комиссией по определению надежности  несения боевого дежурства нашей основной составляющей ядерного щита наземного шахтного базирования, свидетельствует, что для решения столь важной задачи, как совершенствование государственного управления, численный состава комиссий и рабочих групп вполне оптимален.

     Из представленного профессионального состава членов Комиссии и рабочих групп можно заключить, что с поставленной в Указе задачей по совершенствованию только административных функций государственного управления эти лица безусловно могут справиться. Но если подходить к задаче совершенствования государственного управления во всех сферах экономического базиса, политической  надстройки  и социальной среды в стране, то в этом случае необходим принципиально иной состав участников  в работе соответствующих комиссий.

    В числе представителей науки, включенных в состав Комиссии и рабочих групп, находятся руководители только правительственных НИИ, поскольку решаются только управленческо-административные задачи. Кстати, научная квалификация этих НИИ малоизвестна  среди научной общественности. Очевидно, поэтому, в силу поставленных задач, в  составе Комиссии и рабочих групп нет представителей фундаментальных обществоведческих наук из числа соответствующих НИИ Российской Академии Наук, хотя и в административных вопросах  они могли бы внести немалую толику общетеоретических подходов. Возможно, имеющийся недостаток в научном обеспечении работы Комиссии можно будет устранить при использовании имеющегося в Указе в пункте 7,   указания на необходимость «привлекать в установленном порядке для выполнения отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе».

     Вызывает сожаление, что в составе Комиссии и рабочих групп практически нет профильных специалистов, способных вести практическую работу по подготовке рабочих материалов.  Комиссия и, что самое главное, рабочие группы, состоят только из больших руководителей. Основная Комиссия и должна состоять из таких руководителей, которые будут принимать окончательные решения. Но готовить эти решения должны рабочие группы и они  должны состоять только из специалистов различного профиля, а не из администраторов. Можно априорно утверждать, что при таком составе Комиссии ее функционирование будет эпизодическим и малоэффективным, а ее работа будет осуществляться отдельными лицами по заданиям ее руководителя с определенной направленностью. Широкой, общественно обсуждаемой работы от Комиссии ожидать не придется. При чрезвычайной загруженности своими текущими служебными делами большие руководители   вряд ли  смогут уделить работе в Комиссии

 

                                                     -4-

должное внимание. А ведь  Комиссия в Указе определена, как постоянно действующий орган. Несмотря на то, что она является консультативным органом, ее работа не должна быть эпизодической и протекать только в период ее заседаний. Важность рассматриваемого вопроса требует постоянной работы ее рабочих групп.

    Не вызывает удивления подавляющее присутствие в Комиссии и рабочих группах представителей Администрации Президента и Правительства, поскольку они то и осуществляют административное управление в стране. Казалось, что и карты им в руки по совершенствованию своей работы. Но это будет созвучно с тем, когда жалоба направляется на рассмотрение тому, на кого жалуются, с вытекающими из этого последствиями для жалобщика. Работа комиссий бывает боле объективной и продуктивной, когда ее работу проводят независимые специалисты близкого профиля, привлеченные с других ведомств и служб.

    Не вызывает удивление и практически полное отсутствие в составе Комиссии представителей промышленности, а не «бизнеса», поскольку государство уходит из экономики и обрекает ее на безысходное существование. Сам этот факт является предметом острых дискуссий и на него еще не найден адекватный ответ. Сейчас власть находится под воздействием популистски утверждаемым положением о  регулирующем значении рынка,   понятие  о котором построено на заидеологизированной зашоренности наших нынешних либералов, да не только их одних.

     Данная зашоренность исходит из ложного утверждения марксизма о том, что плановость в экономике, и вообще в управлении государством, присуща только социализму. На основании  этого и утвердилось ложное деление экономик на плановую и рыночную. На самом деле не существует ни той, ни другой. Существует одна экономика, действующая на принципах товарных отношений с измерением затрат и получаемых результатов. У нас была в основном командная экономика с жестким детерминированным планированием, бывшим на первых этапах нашего строительства весьма эффективным, а потом ставшим нашим главным тормозом, приведшим к стагнации.

     Без разумно осуществляемой плановости в своей практической деятельности не существовало ни одно общество и не одно государство. Планирование является неотъемлемой частью логически осознанной целесообразной деятельности, как отдельного человека, так и его социальных коллективов, включая и государство. Вопрос состоит в объеме, формах и этапах планового управления на различных иерархических уровнях построения социального коллектива. Надеяться на абсолютную регулирующую роль рынка будет аналогично тому, если набрать в рот воды, сесть на раскаленную печь и ждать пока во рту закипит вода. Это несколько грубая аналогия, но она образно характеризует эти процессы, результат которых будет аналогичны.

                                                  

                                                    

                                                         -5-

Либералы ныне ссылаются на то, что в капиталистическом обществе  планирование отсутствует. Это злонамеренная ложь или добросовестное заблуждение. Там планирование осуществляется так и в таких объемах и формах, о которых не могли  мечтать даже в наше советское время. Оно, это «обезумевшее» планирование последнего советского времени и

погубило нашу страну, наряду с другими имевшими место отрицательными явлениями в советском обществе.

     Упорное продолжение отрицания роли и необходимости государственного планирования является чистым лукавством в то время, когда такое планирование и влияние государства на все стороны нашей жизни ныне активно и целенаправленно осуществляется. Ведь составление государственного бюджета является первой и необходимой частью планирования. Оно появилось еще в средние века, когда парламент Англии начал рассматривать и утверждать бюджет английского королевства, чего не заметили в свое время  марксисты. Не хотят видеть этого сейчас и либералы.       

    Государственным планированием ныне занимаются все государственные органы, но единого планово обобщающего органа сейчас нет. Ранее у нас был Госплан, в первую очередь занимавшийся распределением фондов, под которые и велось планирование. Теперь, при популистском официальном отрицании планирования, эту роль завуалировано выполняют министерства финансов и экономики при том, что планирование не сводится  только к одному составлению бюджета. С тем чтобы государственное управление, как функциональная деятельность, осуществлялась более эффективно крайне необходимо открыто провозгласить необходимость организованного ведения плановой работы в государстве с учреждением Минплана.

    При таком ведении плановой работы государства, экономика которого осуществляется на принципах товарных отношений, регулирующее влияния рыночного распределения не исчезнет. Оно приобретет нормальный, без криминала, организованный характер. Рынок будет формировать и поставлять объективные, а не коньюктурные данные о спросе и цене на производимые товары. Эти показатели и будут использоваться при планировании. Поэтому, наряду с совершенствованием административного управления в стране, необходимо официально признать ведущуюся плановую работу в государстве, и начать открыто ее перестраивать.   

      В заключение следует отметить, что в каком бы составе и с какими бы задачами не была бы образована Комиссия, факт ее появления является отрадным и крайне необходимым. Она, если и не решит многих наболевших вопросов, то одним своим существованием должна помочь существенно укрепить весьма не эффективно осуществляющуюся в стране управленческую деятельность  на всех уровнях.

 

Доктор технических наук

                                                                 Е.С.КУЛАГА

                                                                       

Хостинг от uCoz